McLaren > информация > Гран-При России

Нагатино >>

 :: 18.12.2000 первая информация

 :: 2002 мнение главного архитектора

 :: 14.08.2002 отказ от строительства

 

Херман ТИЛКЕ: Я не стал бы строить трассу "Формулы-1" в Нагатине

Три дня, в течение которых Херман Тилке находился в Москве, оказались у нас праздничными, но для гостя Федерации автоспорта и туризма России они были наполнены самой что ни на есть рабочей программой. Глава компании Tilke Engineering & Architecture -- главный архитектор трасс для "Формулы-1". В активе Тилке -- знаменитая супертрасса Сепанг в Малайзии, реконструкция Сильверстоуна, Хоккенхайма, сейчас его люди заняты работами в Монце, Барселоне и Бахрейне. В российской столице гость досконально, до грязи на обуви, ознакомился с обоими московскими проектами -- нагатинским и молжаниновским, провел почти часовую встречу с вице-мэром Валерием Шанцевым, которому обещал прислать на днях письменное заключение, и перед отлетом в родной Аахен успел коротко пообщаться с прессой.

-- Если это не страшный секрет, что вы изложили Шанцеву и какой вынесете вердикт?

-- Говоря в двух словах, можно спроектировать трассу в обоих местах, но, если предварительная стоимость каждой примерно одинакова, в Нагатине это обойдется на 50 процентов дороже за счет работ, которые из-за зыбких болотистых почв потребуется провести, чтобы создать прочную платформу под строительство уже собственно самого объекта. Проектировщикам в любом случае достанутся 10 процентов сметы, и, разумеется, лучше получить эту сумму от 150 процентов, чем от 100, но для любого уважающего себя профессионала репутация важнее денег. Вот почему я бы высказался так: если б решение принимал я, строить в Нагатине не стал бы.

-- Какие изъяны вы находите у этого места?

-- Не так уж много, но довольно существенные. Ограниченная территория, из-за чего длина кольца вряд ли возможна больше трех километров, то есть минимально приемлемый порог. Скорее всего придется срубить деревья на правой стороне -- там, где сегодня парк. Шум, который наверняка будет донимать тех, кто живет неподалеку. Наконец, удручающий пейзаж промышленной зоны, который при телетрансляции создаст, конечно, не лучший визуальный ряд с точки зрения визитной карточки города, куда хочется приехать.

Молжаниново, находящееся в районе Шереметьево, -- это около трехсот гектаров, вопрос о длине кольца там вообще не стоит: возможно любое. Нет проблем и со стоянкой на 25 тысяч автомобилей плюс есть холмистый рельеф с живописной рощей. Но, знаете, я ведь выступаю всего лишь в роли консультанта и не хотел бы влиять на принятие решения. Мое заключение вовсе не вердикт -- решение принимают в России, я же, со своей стороны, могу подтвердить, что для этого все готово и хотя бы в одном из двух мест вполне может появиться трасса "Формулы-1". Замечу, кстати, все наши гоночные трассы не похожи одна на другую, мы и для Москвы готовы спроектировать уникальный автодром. Главное -- мне кажется, само по себе появление "Формулы-1" в Москве сегодня уже востребовано российским обществом.

-- При разговоре о любой гоночной трассе, тем более "Формулы-1", неминуемо возникают вопросы безопасности...

-- Надеюсь, меня правильно поймут, если я скажу: можно лишь стремиться к стопроцентной безопасности, но, увы, не достичь ее. Безопасность -- это не только умение построить автодром наилучшим образом, но и знание людей, способность предугадать, как поведут они себя в определенной ситуации. Лично мне именно по этой причине не раз уже приходилось переделывать трассы, построенные другими.

— Интересно, какой проект молодого архитектора Тилке был самым первым?

— Вы имеете в виду реализованный? Тогда это мусороперерабатывающий завод в Аахене, он и сейчас нормально работает. А вообще, был и крытый стадион в Германии, и мототрасса в Бразилии, но в последние годы хватает работы только по автодромам. Особенно, когда дело связано с реконструкцией.

К слову говоря, Херман Тилке высоко отозвался и о питерском проекте «Пулковский», который он изучил в прежней приезд в Россию. Работа над ним идет куда с меньшим шумовым эффектом, чем в Москве, но весьма вероятно, и сама трасса в нашей северной столице сможет появиться раньше — если, конечно, сумеют найти надежных инвесторов.

источник: "Известия"

 

RUS :: NEWAVE GRAPHICS